В Средние века в Европе разразилась небывалая по размаху и странности эпидемия. Нет, обошлось без смертельных болезней и венерических заболеваний - просто десятки тысяч людей в различных странах вдруг становились одержимы...
Лимбургская хроника упоминает о том, как в 1347 году в окрестностях Рейна и Мозеля люди вдруг начинали безудержные пляски. Без сна, еды и отдыха народ парами отплясывал, причем длиться такое безумство могло несколько дней подряд. Упавшие на землю в полном бессилии люди слегка приходили в себя, но страсть к пляске не отпускала их, и они «бежали от церкви к церкви, из одного города в другой и выпрашивали милостыню. Тогда обнаружилось, что все происходящее - гнусное еретичество и подстроено единственно ради денег, да еще ради того, чтобы мужчины и женщины могли предаваться разврату». Ничем хорошим в разгар зверств инквизиции это, естественно, окончиться не могло.
Эпидемия стала быстро шириться, и вскоре неистовые танцоры уже вовсю отплясывали в Маастрихте, Утрехте, Льеже и других городах. Церковь во всеуслышание объявила, что подобные выкрутасы - суть проделки дьявола, беснующиеся же, наоборот, обвиняли во всем святых отцов. В результате в Маастрихте были запрещены вообще любые публичные танцы, а в Льеже священники устроили охоту на демонов. Это не слишком помогло - спустя полгода эпидемия достигла и Германии, где толпы людей (до 1500 человек одновременно) плясали от Кельна до Мена. Немецкие власти пытались бороться с эпидемией, но полностью пресечь ее так и не смогли.
Большая бельгийская хроника за 1374 год пишет о подобной же эпидемии: «В этом году в Ахен прибыли толпы диковинных людей и отсюда двинулись на Францию. Существа обоего пола, вдохновленные дьяволом, рука об руку танцевали на улицах, в домах, в церквах, прыгая и крича безо всякого стыда. Изнемогши от танцев, они жаловались на боль в груди и, утираясь платками, причитали, что лучше умереть. Наконец в Люттихе им удалось избавиться от заразы благодаря молитвам и благословениям».
К 1418 году число людей, вовлеченных в танцевальную эпидемию, возросло настолько, что городской совет Страсбурга был вынужден взять ситуацию под свой контроль. Плясунов приравняли к умалишенным, пойманных свозили в часовню Святого Витта в Цабене (Эльзас), где пытались их излечить. По аналогичной схеме магистрат действовал и в 1518 году, когда Страсбург вновь накрыла волна хореомании. По свидетельству летописца, «сотни Мужчин и женщин плясали и прыгали на рыночной площади, в переулках и на улицах. Многие по нескольку дней ничего не ели, пока болезнь не затихала». К слову, место для излечения больных (часовня Святого Витта) была выбрана не случайно, ведь означенный святой, судя по всему, страдал синдромом хореи - расстройством, возникающим при поражении структур головного мозга, участвующих в координации движений. Результатом болезни является хореический гиперкинез неритмичные, непроизвольные, хаотические мышечные сокращения.
Но вернемся к эпидемии. В 1615 году хореомания поразила одну девушку в швейцарском Базеле, но городской совет уже знал, что в этом случае надо делать. Городские мужи предоставили барышне партнеров, которые отплясывали с ней по очереди. Очередь пришлось сделать подлиннее - безумные пляски длились целый месяц, причем девушка танцевала и днем, и ночью, успев прямо во время танца чуть-чуть поесть. Спала она всего несколько часов, причем даже во время сна ее тело продолжало дергаться в бешеном ритме.
В начале XVI в. страсть к пляскам вспыхнула в Сен-Виллиброде (Люксембург). Чехию эта эпидемия также не обошла стороной.
Хроника известного историка Уильяма Малмсбери «О деяниях англичан» описывает еще один случай плясок святого Витта, напрямую связывая их с оскорблением церкви и религии. Теософ-мистик Тритемий из Шпонхейма в своей Хирзаусской хронике освещает этот случай более подробно, а венгр Янош Таксони в книге «Зерцало человеческой нравственности и божественной справедливости» изложил все максимально четко:
«В ночь на Рождество 1021 года некий аббат по имени Руперт служил первую мессу. Какие-то нечестивцы тем временем затеяли на церковном дворе шутки и игры, вздумали хохотать, горланить срамные песни. Под конец, нашед трех худых жен, с оными, на возмущение прочего благочестивого люда и на великую помеху священнику, мессу отправляющему, безбожники, потерявши всякий стыд, пустились в пляс. Священник послал к ним церковного сторожа, каковой воззвал к их совести и просил именем Божьим, дабы они приняли во внимание святость ночи, а равно и местонахождения, и оставили бы свое кощунственное непотребство. Однако те, не вняв спасительному усовещенью, еще боле повесничали, скакали и вопили. По каковой причине духовный их отец, дабы покарать их за поругание славы Божьей, устремивши на них свой взгляд от алтаря, проклял их такими словами: «Повели, Господь всемогущий, дабы во весь год не могли они отделаться от оной пляски». Услыхал Господь Бог мольбу праведно опечаленного священника. И сделал так, что оные восемнадцать нечестивцев танцевали целый год, и никто им не подыгрывал, и никакой иной работы не отправлял. С сотворения мира не бывало пляски диковиннее. Ибо не ели, и не пили, и не спали они, и даже ни на мгновение не присели, а все двенадцать месяцев плясали днем и ночью безо всякого отдохновения. И что всего удивительнее, никогда не уставали; одежда их не изорвалась, каблуки не стерлись; и ни дождь, ни снег не падал на них, ни зной летом, ни мороз зимой не наделал им вреда. Но поелику были они грешны и языком своим, нечестивые срамные песни распеваючи, за то в наказание во весь год ни словечка не могли вымолвить. Один человек, пожелав вызволить сестру свою, бывшую середь танцующих, с такой небывалой силой потянул ее к себе, что оторвал ей от тулова руку; и, увидев ее в руках своих, воистину ужаснулся; сестра же его ни знаком не обнаружила своей боли, а плясала еще ретивее, нежели прежде. Из отторгнутой руки не текло вовсе никакой крови, будто бы и не плоть то была, а лишь деревяшка. На месте пляски до того истолкли землю, что поначалу образовалась яма по колена глубиной, потом по бедра, а под конец и вовсе по грудь». Правда, в истории не обошлось и без хеппи-энда - в конце концов на место безумных плясок явился кельнский архиепископ святой Гериберт, который и освободил несчастных от проклятия.
Что по этому поводу может сказать наука? Она определяет подобные случаи как коллективный психоз, проявлявшийся интенсивным двигательным возбуждением с некоординированными движениями, подергиваниями и судорогами на фоне аффективно-суженного сознания. Но что вызвало подобную эпидемию и почему она так широко распространилась? Эти вопросы пока что висят в воздухе...
Дмитрий ШЕСТЕРИКОВ
|